Кто убивает туризм?

Как можно путешествовать и зарабатывать на этом


На фото руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс» Виталий Коренюгин

В России очень развит международный туризм и очень не развит внутренний. Но и тот и другой практически убивают. Кто или что убивает туризм, попробуем разобраться.

Начнем с международного. Последние события дележа чартерных направлений показали, что регулирование в этой сфере пока подчинено только монополистам, которых на популярных туристических направлениях раз-два и обчелся. Росавиация так и не поставила запятую в нужном месте в вопросе регулирования доступа перевозчиков к популярным туристическим направлениям, на которых существуют назначенные авиакомпании, оставив тем самым туристическую и авиационную общественность в глубоком недоумении.

По всей видимости, российской экономике не интересен массовый туристический сегмент, составляющий значительную долю в международных перевозках и крайне чувствительный к стоимости туров. А для российских туроператоров стоит больших усилий создание действительно экономичных туров в Европу. Они изначально более дорогие, как по стоимости отдельной базы, так и по стоимости перевозки, чем, например, туры в Турцию, Тунис или Египет. Любое удорожание предложения приводит к оттоку с направления нескольких тысяч туристов, которые либо отказываются от отдыха в принципе, либо выбирают бюджетные варианты зарубежных дискаунтеров и даже маршруты с пересадкой. Закрытие доступа к определенным туристическим направлениям небольшим авиакомпаниям привело уже к росту стоимости путевок на 30-40%. То ли еще будет, сезон-то в самом разгаре!

Бизнес на путешествиях и туризме

Сколько россиян откажутся из-за высоких цен на путевки от заграничных поездок, никто не знает. Поможет ли рост доходов населения? Думаю не сильно. И даже визовые послабления в ряде европейских стран не дадут ощутимого эффекта.Так, в первом квартале 2009 года Европу посетило 48% отправляющихся на отдых россиян, а в аналогичный период 2010 года эта доля упала до 39%. И это несмотря на то, что по оценке ВЦИОМ россияне готовы тратить больше, что снизилась стоимость проживания в гостиницах, а до мая текущего года никто из назначенных перевозчиков и не думал о 92-м Приказе Министерства транспорта, регламентирующий согласование чартерных рейсов. Перейдут ли россияне из-за растущей стоимости загранпоездок к внутреннему отдыху? Думаю, вряд ли. Почему? Да очень просто.   

Читайте также  К лету отдых в Крыму может стать дороже на 30%

Помимо очевидной сезонности российских перевозок (бурный всплеск в летний период и большой спад в осенний и зимний периоды),  перелеты внутри страны обременены налогом на добавленную стоимость, в то время как перевозки за границу НДС не облагаются. Таким образом, россиянин, не желающий «греть пузо» на море, а предпочитающий русские березки и природу Урала или Байкала, вынужден переплачивать перевозчикам в высокий сезон НДС и доплачивать недополученную ими прибыль, которую те потеряли в низкий сезон, возя пассажиров ниже рентабельности.

Именно эти два фактора определяют сегодня стоимость перелета в высокий сезон. Естественно, понятно недовольство пассажиров высокими ценами и желание ФАС ограничить рост этих цен. Но тогда как развиваться авиации, если она не будет получать прибыль? Может быть, начнем субсидировать все авиакомпании в низкий сезон по всем направлениям, а не только на Дальний Восток или Калининград? Скажите, чем хуже жители Мурманска или Архангельска? В некоторые города вообще нет регулярных рейсов. Например, жители Воркуты лишены возможности летать прямыми рейсами в Москву или Санкт-Петербург.

Победные реляции о том, что туристический или регулярный пассажиропоток восстановился или превысил докризисные показатели еще не повод расслабляться. Сколько еще сдерживающих факторов, от географических до экономических, мешают развитию международного и внутреннего туризма!  Либерализация чартерного рынка, отмена НДС для внутренних перевозок и замена его универсальным сбором для внутренних и международных перевозок снизили бы цены и увеличили поток туристов, особенно внутри России. По оценкам компании Global Reach Consulting, влияние мирового финансового кризиса привело к сокращению объемов российского рынка туристических услуг в 2009 году на 9,5 млрд. долл. Сможет ли Россия вернуть утраченные позиции в этом году? Верится с трудом.