Отдых отменяется?

Как можно путешествовать и зарабатывать на этом


На фото Елена Карасева, генеральный директор туристической компании «Полонез-тур».

На протяжении трех последних лет пик продаж туристических путевок и авиабилетов приходился на ноябрь. Однако, как показывает статистика, в 2008 году этого не произошло. По данным аналитиков, расходы на услуги турагентств упали на 34% по сравнению с прошлым годом. О том, какая ситуация сейчас на российском рынке туризма, корреспонденту ИА «Клерк. Ру» Александру Саполнову рассказала Елена Карасева, генеральный директор туристической компании «Полонез-тур».

Елена, как туристический рынок отреагировал на приход финансового кризиса в Россию? Как вы лично ощущаете понижение спроса на путевки?

Стало меньше как звонков, так и туристов, которые покупают у нас туры. Сейчас уже хорошо видно, что общий объем поездок наших постоянных клиентов, которые традиционно приобретали путевки на новый год, сократится процентов на 40%. И в эту категорию попал средний класс, который сейчас решил сэкономить, сократив свои расходы на нужды не первой необходимости, под которые как раз и попадает туризм. Тем не менее люди, покупающие дорогостоящие туры, не нарушают своих традиций. Может быть, их поездок теперь чуть меньше.

Во всем мире, когда уменьшается спрос, то, соответственно, понижаются и цены. У нас во многих сферах этого не произошло. Судя по всему, туристический рынок — не исключение из этого правила. Почему?

Вы знаете, получилась парадоксальная вещь: с конца лета произошел определенный кризис в авиаперевозках по чартерным поездкам из-за топлива, из-за чего некоторые игроки практически перестали летать по многим зарубежным направлениям. Кроме того, созданная компания Air Union поглотила нескольких авиаперевозчиков, что по совокупности привело к уменьшению количества чартерных рейсов. Таким образом, общий объем перевозок сократился. А раз сократился объем перевозок, уменьшился и объем всех запланированных туров, которые были на гарантии (по которым мы делаем бронь в гостиницах). Получается, что для людей, желающих поехать на рождественские каникулы куда-нибудь за рубеж, уже нет мест. Но не потому, что все номера заняты в гостинице, а потому что уменьшилась перевозка.

Читайте также  Ростуризм рекомендует туристам не покидать территорию курортных зон в Египте

Кроме того, из-за банковских проблем многие операторы не смогли заранее проплатить номера в отелях и сохранить прошлогодний объем. Вот почему цены понижать нет смысла: понизившийся спрос в связи с кризисом сбалансировался за счет физического уменьшения количества мест в турах.

Таким образом, нынешняя ситуация на российском рынке туризма не такая, какая была 1-3 года назад. Правда, отельеры и перевозчики довольно лояльно относятся к просьбам операторов по сокращению определенных объемов.

Значит, понижения цен на зарубежные поездки ждать не стоит? А на внутренние, по России?

Сейчас появляются кое-какие «горящие» предложения. Но они опять же «горящие» на начало декабря, как традиционные туры. А то, что связано с новым годом, если и понижается, то очень незначительно. Что касается отдыха в России, то и здесь снижения цен пока не наблюдается. Хотя мне самой это не очень понятно: ведь операторам, традиционно предлагающим туры на новый год, нужно будет так же, как и всегда, продать определенное количество путевок. И уже сейчас очевидно, что спрос на них должен быть меньше. Кроме того, следует отметить, что цены на внутреннем рынке неоправданно завышены и не соответствуют предоставляемому сервису.

А количество туристов-иностранцев, желающих посмотреть Россию, также уменьшилось?

Бизнес на путешествиях и туризме

Лично мы не специализируемся на этом — принимаем индивидуалов, но очень мало. Но можно посмотреть на статистику представителей тех стран, которые создают основные объемы мирового туризма. По туристическим потокам на первом месте всегда стояли американцы, но сейчас они «законсервировали» свои поездки. Соответственно, и к нам они тоже не приедут.  На втором-третьем месте по туристической активности находятся японцы и немцы. Думаю, что среди них сейчас тоже уменьшится число туристов. Немаловажную роль играют очень высокие цены на туристические сервисы (музеи Кремля – например, с января месяца в 2 раза подняли цены на входные билеты) и отсутствие в Москве достаточного количества 3-звездочных отелей  по доступным ценам.

Читайте также  Google покупает разработчика софта для туристического рынка

Кроме того, погода сейчас против нас: нет снега. В Россию же приезжают не только ознакомиться с историй и культурой, но также на санях покататься, поиграть в снежки и посмотреть на русскую зиму. У нас даже программы такие есть — «Русская зима в Москве и Санкт-Петербурге», а также Суздале, Владимире и других городах. Ведь тройки, ледовые дворцы смотрятся очень красиво зимой именно со снегом.

А когда ожидаете самое тяжелое время? По каким направлениям будут проблемы?

Самый трудный период — безусловно, февраль. В туризме это традиционно «мертвый» месяц. А тут еще на это накладывается кризис. Тем не менее, мы надеемся продержаться.

Впрочем, проблем сейчас много. На фоне всего прочего в Таиланде и в Индии — традиционно зимнем направлении — сложилась непростая политическая ситуация, которая не позволяет людям туда ехать. Значит, идет определенное перераспределение потоков. Но Таиланду трудно найти альтернативу как для Сибири, Дальнего Востока (для этих регионов туда было близко лететь), так и для Москвы. На новый год в эту страну летела лавина туристов. И по ценовой категории в данном случае ни Мальдивы, ни Сейшелы, ни какие-то другие страны Юго-Восточной Азии не могут составить замену. То есть здесь провал очевиден. Остается Египет. Туда люди едут по-прежнему охотно.

Тем не менее, наверно, хочется смотреть в будущее с оптимизмом?

Действительно хочется. И поэтому мы стараемся и выискиваем антикризисные программы, присоединяясь к тем умным головам, которые их разрабатывают. Например, мы сейчас отправляем в Тунис людей на четыре недели за 28 400 рублей, включая перелет на Турецких авиалиниях через Стамбул (с экскурсией по городу) и размещение в 4-звездочном отеле с полу-пансионом. Для многих получается дешевле на месяц съездить отдохнуть, чем жить в Москве.

Читайте также  Санкт-Петербургское турагентство «Этюд» прекратило свою деятельность

Тем не менее скажу честно, что мы немного осторожничаем: смотрим как кто работает, какая финансовая ситуация у тех или иных наших партнеров. Ведь разорившиеся туроператоры уже есть. То есть стараемся работать с теми, с кем уже у нас более 15 лет хорошие партнерские отношения. 

Говорят, что многие туристические компании сейчас уходят с рынка? 

Сокращение, конечно, есть. Но каждый кризис выявляет сильные и слабые стороны любой отрасли. Поэтому, на мой взгляд, в сфере туризма останутся профессионалы и грамотные игроки, которые работают давно — прошли 1998 год и другие сложные периоды для туристического бизнеса страны. Крупные туроператоры останутся, а те, кто послабее, могут быть поглощены ими (как это, к примеру, произошло с компанией «Скайвей», объединившейся с «Интуристом»). Некоторые просто уйдут с рынка — те, кто жили как пирамиды и кредитовались в банках, вследствие чего у них и возникли проблемы. Ну а мелкие агентства, которые по большому счету занимаются не только одним туристическим бизнесом (он бывает иногда и побочным), могут уйти с рынка. Что касается нашей фирмы, мы работаем. Хотя, конечно, в зарплате страдаем. Но надеемся, что выдержим, благодаря нашим постоянным клиентам, которые на протяжении многих лет уверены в нашем профессионализме, надежности и порядочности.